вторник, 24 марта 2009 г.

Маргаритки, Вера Хитилова

Оригинальный пост
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1704240.html



Производство: Чехословакия, 1966
Жанр: Комедия, драма
Режиссёр: Вера Хитилова
в главных ролях: Житка Черхова, Ивана Карбанова

Хорош или плох наш мир? Над этим вопросом бьются сонмы мыслителей, и вот, две свеженьких маргаритки с библейскими именами из фильма Хитиловой, Маргаритки решают вплестись в этот венок, путем опытных исканий доказав, что ложка дегтя таки портит бочку меда полностью и бесповоротно. Если ты родился чуть сумасшедшим, если ты сходишь с ума, что остается окружающей тебя реальности, если ты силен, молод, красив, и жаждешь сумасшествия искренне и истово? она трансформируется, отвечая требованиям, она поддается, она манит, открывая личико. Полубезумные, радужные, опасные корпускулы, вып ущенные в него, как ртуть, пропитывая металл, меняют его цвет. Но рано или поздно реальность перемалывает тебя. Дай бог, до времени, когда ты становишься слаб, стар и уродлив.

Кто они девушки из фильма Веры Хитиловой? Сего ли мира их юная плоть и кровь? Такие непохожие внешне, так похожие внутренне Сестры они или сожительницы? Их игра в испорченность действительно игра, или эта игра всего лишь прикрытие для действительной аномалии? Их нельзя назвать полностью безбашенными для этого у них слишком хорошие шмотки, для этого у них слишком хороший аппетит, их шалости слишком напоминают детские, в их походках слишком много танца, их легкость легка. Грязь к ним не липнет они смоют ее в ванной Клеопатры, тут же, лакая как кошки, запив смесью молока, яиц и грязи, черствый коржик. Они правы эти причудливые бабочки, заигрывающие со своим огнем буквально и фигурально лучше гореть, лучше чувствовать, как мир пожирает тебя, такую испорченную ( раз пожрала, но и тебе перепало), чем под старость лет мыть полы в уборных.

И тут возникает главный вопрос? а горят ли они? Да нет же, чадят, пачкая сажей окружающее пространство, постепенно сводя его с ума, как бы они ни сопротивлялся. Их квартира напоминает нору, уютную норку двух зверят. Пьяные выкрутасы у всех на виду? милое хулиганство. Встречи с престарелыми ловеласами? чудесный, оплачиваемый из чужого кармана, аттракцион хитрости и чревоугодия. Очередной встречный, кажется, влюбился? хи-хи-хи. Воруй, грабь, убивай? достаточно ли ты для этого испорчен?
Почему этот фильм считается феминистским? Если это и феминизм, то с приставкой анти, иронически осмеянный и комформный. Женщина здесь автономна и инициирует действие, но является ли она, грубо говоря, человеком? В связи с Маргаритками приходит на ум высказывание: женщина не глубока, и даже не мелка, но вот парадокс - эти две девушки и глубоки, и мелки одновременно.

Одна из финальных сц ен Маргариток: голодные девочки, блуждающие там и сям, такие яркие, но почему-то незаметные для большинства, обнаруживают сервированный стол. Какая метафорическая точность сцены Хитилова просто великолепна! Как легко, и с каким удовольствием можно уничтожить абсолютно невосстановимое. Резюмирующий титр-посвящение: тем, кто огорчается только из-за растоптанного салата красноречив и точен, маргариткам не стоит лить слез из-за пролитого вина и размазанного торта (разве салат они топчут?) они сыты жизнью по горло, и она с перемалывает их с тем же гаденьким хихиканьем, с тем же колюще-режущим цинизмом нимфетки-забавницы.

Так хорош или плох наш мир? Да ведь он ни хорош, и не плох, он никакой. Он, как послушное и услужливое зеркало, готов состроить любую гримасу.




Не пропустить
Возвращение мухтара :D

Комментариев нет: